?

Log in

No account? Create an account

Истинное лицо российского правосудия

Мы доверили им управлять страной, а они крадут наши деньги

Previous Entry Share Next Entry
17 лет спустя: что Судебный департамент сделал для Фемиды?
ros_pravosudie
Безнаказанность чиновника в частном случае порождает недоверие у людей к государству в целом. Тем более, когда высокопоставленный госслужащий должен заниматься реформированием и улучшением судебной сферы.
Александр Гусев, директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской федерации, занимает свою должность с момента основания этого ведомства в 1998 году. По сути, директор Судебного департамента – это своего рода главный завхоз всех судов общей юрисдикции. Попробуем разобраться, как реформированы и улучшены суды страны за этот немалый срок в 17 лет.

Занимательно, что в первые 5 лет на должности Александр Владимирович проектов, известных как широкой общественности, так и узкому кругу специалистов, не объявлял.

А уже в 2003 году из средств федеральной целевой программы «Развитие судебной системы в России на 2002-2006 гг.» выделяются деньги на покупку жилья для судей, постройку новых зданий судов и создается Государственная автоматизированная система «Правосудие» (ГАС «Правосудие») – главное детище Гусева.

Распорядителем средств проекта выступил Судебный департамент при Верховном суде Российской федерации.
Однако вместо закупки готовых квартир департамент занимался фактически инвестиционной коммерческой деятельностью. Своей подписью Гусев инвестировал 18,3 миллионов бюджетных рублей в строительство московских новостроек. И хотя жилье по контракту должен был строить Департамент инвестиционных программ правительства Москвы, ни одна квартира в собственность судей не попала. Сроки исполнения контракта в нем не указаны. Об этом стало известно аудиторам из федеральной службы финансово-бюджетного надзора при Министерстве финансов. Ревизоры направили копии проверки в Генпрокурату. Гусев на время стал общаться с прессой. Но на том и закончилось – дело замяли.

При разработке части программного обеспечения для ГАС «Правосудие», фактически без конкурса, тендер на 229,8 миллионов рублей получило возглавляемое Леонидом Юхневичем ФГУП «НИИ Восход». При этом деньги выделялись якобы на «развитие современных информационных технологий», что, по заключению проверяющих из Росфиннадзора, судебный департамент делать не мог – ведь средства выделялись исключительно на закупку оборудования. Когда этот факт был обнародован и вокруг ФГУП «НИИ Восход» началось разбирательство, Гусев помог Юхневичу избежать разбирательств, обеспечив последнему должность руководителя федерального государственного учреждения «Информационно-аналитический центр по поддержке государственной автоматизированной системы «Правосудие». То есть, изначально он руководил проектированием системы, а после – уже непосредственно ее работой.

Связь Гусева и Юхневича так же доказывает тот факт, что Юхневич являлся также директором частной компании ООО «Интерион», которая в 2013 году подписала с Судебным департаментом ВС РФ  несколько договоров на поставку систем видео-конференц-связи для судов в рамках реформы ГАС «Правосудие». На закупку систем связи были потрачены десятки миллионов рублей, об их освоении Гусев отчитался вышестоящему руководству. По факту, этого оборудования ГАС «Правосудие» так и не увидела.

И если системы конференц-связи так и не заработали в судах, то вот систему видеонаблюдения и записи заседаний все же установили. Однако и тут есть свои нюансы. Во-первых, тендеры на закупку компакт-дисков для записи заседаний выиграли две фирмы, которые связаны с Юхневичем и Гусевым. Плюс, по словам источников в суде, за определенную сумму можно получить копию записанного заседания. Официальной техподдержкой ГАС «Правосудие» (интегратор услуг) выбрали частную компанию ООО «Орбита-сервис», которая имеет идентичный с уже упомянутым «Интерионом» юридический адрес регистрации. Но интересна здесь даже не очевидная связь с Леонидом Юхневичем, а то, что Александр Гусев отдал на тендере «Орбите-сервис» право на разработку нормативно-правовых актов. А написание подобных документов – исключительная монополия государственной власти.

Реформа системы правосудия должна была, в том числе, обеспечить суды зданиями, под строительство и реконструкцию которых выделялись немалые средства. По факту, одни суды получили больше квадратных метров, чем им требовалось, избыточная площадь не используется по назначению. Так, например произошло с Невским районным судом, где в результате постройки ненужных квадратных метров допущено неэффективное использование 15,6 миллионов рублей. Потребность других судов в  новых зданиях так и не была удовлетворена. А в Колпинском и Выборгском райсудах построены подземные паркинги, которые не используются из-за отсутствия специалистов по обслуживанию парковок. Всего же только одних нарушений при строительстве зданий судов аудиторы из счётной палаты насчитали на сумму более одного миллиарда рублей!

Обслуживание и ремонт судов отдали компаниям, которые нанимали на работу гастарбайтеров, не имевших регистрации. Делалось так потому, что незарегистрированным строителям можно платить гораздо меньше. Так реализовывалась откатная схема, где Судебный департамент выделяет достаточно большую сумму «нужному» подрядчику, а тот, экономя на зарплатах «нелегалам», часть денег от заказа оставляет себе (сверх положенных выплат), а часть возвращает в форме «отката» обратно в департамент.

Еще одна веха реформы – повышение зарплаты для судей и работников судов. Здесь также имеются значительные пробелы..Средства выплачивались крайне неравномерно. Так, если на Дальнем Востоке зарплаты судей в 2008 году проиндексированы на 7%, то в судах Свердловской области индексация произошла лишь 1 июня 2011 года и составила 6,5%. А в Москве зарплату судьям вообще не повышали с 2007 года, хотя на переиндексацию выделили 411 миллионов рублей.

Часть работников судов департамент нагрузил работой не по их профилю. Так, например, обслуживание и работа с программным обеспечением ГАС «Правосудие»  невозможны без профильных знаний ИТ-технологий. Естественно, за эту нагрузку не доплачивают. Зато судебный департамент пытался создать реабилитационные кабинеты с массажистами и психологами. На это выделили из бюджета более 150 миллионов рублей. «Кабинеты релаксации» так и не были созданы.

Что же касается электронного портала системы ГАС «Правосудие», разработку которой курировал Судебный департамент ВС РФ под руководством Александра Гусева, то её вэб-интерфейс работает крайне неэффективно и не стабильно. Электронные копии судебных актов содержат изъятия персональных данных сторон, а также ряда фактических сведений. Порой данные публикуются с задержкой в неделю, а порой и в месяц. Часть судебных актов ГАС «Правосудие» вообще не публикует, или вместо акта можно найти лаконичный ответ системы «иск удовлетворен». Информации о некоторых судах общей юрисдикции нет вовсе, система не иерархична, там не видны акты всех судебных инстанций по одному делу.

До сих пор не решена проблема численности судей судов общей юрисдикции, не решена проблема обеспечения судов материально-техническими ресурсами. Число дел, рассмотренных верховными судами республик по 1 инстанции с нарушением процессуальных сроков оставляет желать лучшего. В 2012 этот показатель составил 500 дел или 4,1 % от общего числа, оконченных производством. Районными судами с нарушением процессуальных сроков рассмотрено 261,3 тыс. гражданских дел или 12,7 % от общего числа оконченных производством дел. Не радует и скорость рассмотрения дел: от 3 месяцев до одного года включительно рассмотрено 157,6 тысяч дел или 8 % от общего числа дел, оконченных производством.

Согласно исследованиям судебной власти, которые проводились Фондом ИНДЕМ, для защиты своих прав и свобод в суды обращаются 13,5 % граждан и 31,2 % бизнесменов. При этом и те и другие нередко дают взятки для получения судебных решений в свою пользу: 28,9 % граждан и 34,6 % бизнесменов, соответственно. Исследование показало, что российские суды имеют сравнительно невысокий уровень доверия судам.

Большинство российских граждан уверены, что особенно бесполезно судиться с представителями органов власти. Такое мнение у россиян сформировалось из-за того, что судьи, в ходе проведения реформы, ориентируются и фактически стали зависимы от тех, кто обеспечивает им высокий уровень благосостояния. То есть, повышает им зарплату, премии и надбавки.  Таким образом, служители Фемиды смотрят в сторону тех, кто улучшает их уровень материального благосостояния, а не оперируют законами. Это, в свою очередь, приводит к тому, что россияне не выделяют суд из всей системы органов власти, не оценивают судебную власть как независимую от исполнительной и законодательной.

Потому и уровень взяточничества в российских судах не снизился, а вырос. Продолжение судебной реформы в таких условиях не приведет ни к реальной независимости судов, ни к высокому доверию к ним со стороны граждан, ни к снижению уровня коррупции, ни к превращению судебной власти в реальную систему обеспечения правосудия, прав и свобод граждан.
Всё это последствия реформирования одним человеком, который сидит в кресле директора уже 17 лет. Из-за Гусева упущена масса возможностей изменить судебную систему к лучшему, бесцельно потрачена масса средств и времени.

В целом, на программу уже выделили более 100 миллиардов рублей, но стали ли российские суды более открыты, прозрачны, доверяют ли им люди?

Риторический вопрос. Другой вопрос в том, когда своеволие чиновников будет прекращено.

 
 


  • 1
вот иногда читаешь такие новости - равнодушно пролистываешь текст и идешь дальше. но блин иногда сядешь, крепко задумаешься, и понимаешь, что полный трындец это, товарищи

Нам приходится в этом жить.
Результаты таких "реформ" буду известны только через года.

Кто мог подумать в 2004 году, что ГАС правосудие станет примером одного из самых масштабных нецелевых растрат бюджета

ну тут остается вопрос: что с этим делать нам?

Собирать петицию? нужно сместить этих чмошников, которые посчитали себя умнее и хитрее всех и столько лет грабили граждан

Им позволили нас грабить, но за поступки нужно отвечать. Такие люди как Гусев должны сидеть, а ведь их немало в каждой гос.структуре.

Это замкнутый круг.

вот боюсь, что меня сочтут романтиком или идеалистом, но ведь должны быть пути борьбы с такого масштаба коррупцией? не можем же мы все спускать с рук

есть длинный и трудный путь - который, скорее всего не увенчается успехом. пока того, что эта система гнила и неправильна и так не должно быть не укорениться в голове каждого россиянина - эти паразиты будут продолжать жиреть на наших деньгах

если расследование счетной палаты и подача отчета в генпрокуратуру гусева не напугала - уж не знаю, что может подействовать.

и еще: кабинет релаксации - ошалели вообще. не знаешь тут, смеяться или плакать

мне кажется, много противников будет у толковой реформы. не только среди судей - вообще. кому на лапу давать, если судья электронный?

юристы тоже будут против - зачем тогда они, если документы все можно оформить посредством системы

Если же подобную реформу провести, то есть надежда на улучшение ситуации, но если этот вопрос снова отдадут Гусеву и Ко - дела не будет.

Дело не в з/п, а в таких ворах, как Гусев и Ко. Дай человеку все что ему нужно и он поймет что этого мало. Они воровали, воруют и будут воровать. и дело тут даже не в ГАС или КАД

  • 1